Жизнь фонда
25 февраля 2021

Интервью о проекте ожоги

Сегодня мы поговорим об основном проекте фонда – Лечение детей с повреждениями кожи». Данный проект призван помочь детям с последствиями ожоговой травмы улучшить функциональные характеристики рубца и их внешний вид, тем самым улучшить качество жизни маленьких пациентов и будущих взрослых.

Ответит на наши вопросы врач, кандидат медицинских наук, хирург, травматолог-ортопед, Белоусов Сергей Сергеевич. Он работает в отделении реконструктивно-пластической хирургии Университетской клиники Приволжского исследовательского медицинского университета и уже более 20 лет занимается хирургическим лечением детей и взрослых с последствиями ожоговой травмы. 


Сергей, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, про аппарат, на котором вы проводите процедуры!

Здравствуйте! Аппарат называется Хирургический углекислотный (сокращенно СО2) ультраимпульсный фракционный лазер UltraPulse® от компании Lumenis®

Расскажите, в чем уникальность этого аппарата?

— Лазерная фракционным СО2-шлифовка (абляция) – современный метод, действие которого основано на принципе фракционного фототермолиза. Он заключается в высокоэнергетическом дозированном воздействии лазерного излучения на измененную кожу фракционно, то есть точечно, не повреждая прилегающие участки тканей, формируя вертикальные микрозоны повреждения (термолиза) заданной глубины и диаметра в виде «колодцев». 

Фракционный лазер UltraPulse® - самый мощный лазер из существующих в настоящее время в мире. Это единственный лазер, разработанный специально для лечения постожоговых рубцов и обладающий уникальным режимом SCAAR FX.  

Особенностями процедуры на аппарате UltraPulse являются:
  • Малая травматичность, непродолжительность и относительная безболезненность процедуры.
  • Минимальное повреждение тканей способствует быстрому заживлению и обуславливает короткий период восстановления (реабилитации) после шлифовки.
  • Аппарат позволяет безопасно обрабатывать одномоментно большую площадь поверхности кожи.
  • Отсутствует риск образования рецидива рубцевания и минимальный процент послеоперационных осложнений.
  • Полный процесс восстановления обработанной кожи составляет 2,5-3 месяца. После чего возможно выполнять повторную  процедуру.
— Насколько востребована данная процедура? как часто обращаются за помощью?

— Процедура очень востребована. В Университетской клинике ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России (ранее Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии) на протяжении 50 лет существует Республиканский Ожоговый центр, в котором поступают на лечение взрослые и дети с ожогами и их последствиями со всех регионов России. После восстановления кожного покрова и заживления ожоговых ран большое количество пациентов на протяжении многих лет проходят оперативное лечение по поводу рубцовых деформаций и контрактур. Высококвалифицированные врачи нашей клиники выполняют все виды реконструктивных операций. И практически все такие пациенты нуждаются в применении данной технологии на межоперационном этапе для подготовки рубцов к предстоящей пластике и после завершения оперативного этапа лечения для устранения остаточных дефектов и деформаций, не требующих оперативной коррекции.  
С 2019 года в нашей клинике успешно проводятся операции лазерной шлифовки постожоговых рубцов и деформаций с помощью фракционного СО2-лазера UltraPulse. Практически ежедневно к нам направляют пациентов из ожоговых отделений или они сами обращаются в нашу поликлинику с данной проблемой.
К сожалению данная операция не покрывается гарантиями ОМС ВМП и осуществляется на платной основе. При отсутствии финансовой возможности, пациенты обращаются за помощью в благотворительные фонды.
Насколько продуктивна эта процедура как альтернатива хирургического вмешательства?

 Данная процедура не создает новые рубцы. Наоборот, ее применение направлено на устранение уже имеющихся рубцов и рубцовых деформаций. При проведении процедуры лазерным лучом наносятся такие настолько точечные дозированные микроповреждения кожи, что они практически не заметны глазу. И эти повреждения полностью самостоятельно заживают в течение 2-3 дней.

К сожалению, даже при условиях своевременной и квалифицированно оказанной медицинской помощи после глубоких и обширных ожогов в большинстве случаев образуются деформирующие рубцы кожных покровов. Такие рубцы обуславливают не только обезображивание кожных покровов (косметические дефекты), но и приводят к формированию грубых функциональных нарушений - ограничений движений в суставах и сегментах тела, которые препятствуют нормальному росту и развитию всего организма, приводят к вторичным деформациям скелет, нарушениям функционирования внутренних органов, наносят непоправимую психологическую и эмоциональную травму ребенку, препятствуют их адаптации в обществе.

Применение метода фракционной лазерной шлифовки позволяет сократить общие сроки реабилитации детей после ожоговой травмы, достоверно уменьшить, а в некоторых случаях и полностью устранить дефекты и деформации.

Насколько распространена данная практика среди практикующих врачей?

 Лазерная СО2 шлифовка давно признана среди профессионалов во всем мире эффективным методом лечения послеожоговых рубцов и деформаций. Она применяется в специализированных клиниках, занимающихся лечением ожогов и их последствий как в России, так и Европе, Америке. Имеется множество публикаций, описывающих методики воздействия, отдаленные результаты лечения и все изменения, происходящие в рубцовой ткани после лечения, подтверждающих ее эффективность.

Однако аппараты такого высокого, экспертного, уровня имеют лишь 3-4 специализированные клиники в каждой из развитых странах Европы, Азии и Америки. В России СО2 лазер UltraPulse Lumenis имеют 6 клиник в 4 городах. Из них только в трех клиниках проводится лечение детей с послеожоговыми рубцами и деформациями.


 Как Вы видите перспективу развития данного направления?

Технологии в современной медицине постоянно совершенствуются. Это относится, конечно, и к такому актуальному высокотехнологичному направлению как лазерная хирургия и косметология. Лазерная медицина в целом и лазерная хирургия в частности возникла в результате слияния высокотехнологичной медицинской науки и современной техники. И ее развитие происходит благодаря новейшим открытиям науки и открытиям новых технологий. Я вижу дальнейшее развитие этого направления в усовершенствовании как самих аппаратов, так и во внедрении в практику современных методов регенеративной медицины, в том числе и клеточных технологий. Сочетание этих современных направлений позволит качественно изменить методы и результаты лечения такой сложной проблемы медицины как послеожоговые рубцы и деформации.